Отрывок мастер-класса «Игра – составная часть счастливой семейной жизни» о развивающих играх с детьми.
1. Как привить ребёнку интерес к учёбе
2. Игры на развитие внимание и памяти.
3. Подвижные игры с буквами и цифрами.
4. Как организовать игровое пространство дома
1.Как привить ребёнку интерес к учёбе
Часто задают вопрос: — В какие развивающие, обучающие игры можно поиграть с детьми?
Когда ребёнок учится в школе можно придумать что-то интересное, чтобы ему хотелось выполнять домашние задания, «раскрасить» эмоционально задачку или задание по русскому языку:
Например, задание: разделить слова на три столбика существительные, глаголы и прилагательные.
Ребёнок считает, что задание скучное и не интересное, мама говорит:
— Представляешь, это же разноцветное задание!
— ???
— Представь, что существительные – команда красных, глаголы – команда зелёных, а прилагательные – будут жёлтыми.
Рисуем в тетради разноцветные кружочки, под которыми будут столбики слов – команды.
— Ты сможешь разделить всех на 3 команды?
Задание моментально превращается в увлекательную игру.
Играть важно и нужно, особенно в обучении.
Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы и развиты, а учёба это достаточно сложный момент и наша задача быть рядом с ребёнком, помогать ему.
Очень хорошо для детей дошкольного возраста, когда дома, постепенно ребёнок подходит к школе через развивающие игры и обучающие задания. Надо обратить внимание на то, что ребёнку скучно, когда ему говорят: — Это буква А, это буква Б.
Ребёнку это скучно и не интересно, а в наше время компьютеров, гаджетов, телевизоров очень важно привить ребёнку интерес к учёбе и любовь к чтению. Если ребёнка с раннего детства приучили играть в онлайн-игры, то вытянуть его оттуда и заставить учиться потом будет очень сложно.
И когда детям 3,5 года или 5 лет можно не торопить события – не ставить жёстких требований ребёнку – научиться читать, а заниматься с ребёнком развивающими играми, чтобы они были интересные, разнообразные, чтобы ребёнку было интересно. Кроме того совместная игра — это удивительные минуты радости и счастья!
Я расскажу Вам о развивающих играх «Сказочной школы», в которые можно играть дома, самостоятельно, для этого не нужны дорогостоящие игрушки, можно воспользоваться тем, что есть в каждой семье.
2.Игры на развитие внимание и памяти.
Почему это так важно для ребёнка?
Игры помогают ребёнку «перевести» новую информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную. Не надо постоянно говорить ребёнку: «Запомни», «Какая это буква?», когда дети играют, они очень легко и комфортно для них запоминают, а потом ещё и сами просят с ними поиграть и позаниматься.
Лучше, если занятия будут регулярными каждый день по 15 минут или в выходные по 30 минут, чтобы ребёнок не забывал то, что уже освоил.
Игры с карточками.
1. Загадки.
— Ты сможешь отгадать, какая это буква?
2. Положили три буквы в ряд, проговорили с ребёнком несколько раз, затем перевернули карточки и спрашиваем: — Где буква А?
И так далее, пока не откроем все. Чтобы ребёнку отгадать, ему надо ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ буквы!
Буквы раскладываются или печатаются в виде квадрата. Задача ребёнка рассказать все буквы в столбик или в линию.
3. Какой буквы не хватает?
Были 3 буквы, ребёнок закрывает глаза, одну убираем. Какой не хватает?
Затем увеличиваем количество букв.
4. «Разведчики»
— Вот напали шпионы, нужно их найти.
Задача: найти букву – шпиона.
Детям очень нравится такая весёлая игра, она великолепно развивает внимание, она позволяет повторить буквы и увидеть не одну букву, а сразу несколько.
Когда ребёнок начинает читать, то он начинает видеть сразу слово или даже несколько слов, это поможет ему в последующем увеличить скорость чтения и запоминания, лучшего понимания прочитанной информации. Ребёнок читает уже не по слогам, а видит и понимает гораздо больший объем информации.
Мне задают вопрос: — Почему ребёнок знает буквы, но не читает?
Очень важно, чтобы ребёнок узнавал буквы и сразу начинал читать простые слова из этих букв – это сразу даёт ребёнку понимание, выстраивается система: буквы-слова-предложение. Параллельно снимается тревожность: — читать это сложно.
У нас в «Сказочной школе» первая сказка – «Мамина сказка», дети знакомятся с буквами А и М, начинают читать слоги АМ и МА, читают слово МАМА.
Ребёнок сразу улавливает смысл: вот были буквы, затем они выстроились в слово! Слова дети читают гораздо легче, чем слоги, потому что в словах есть смысл, слова им понятны.
В «Сказочной школе» первые три сказки «Мамина сказка», «Папина сказка», «Бабушкина сказка» и в них ребёнок читает: МАМА, ПАПА, БАБА, а ведь это – его мир! Это все его самые близкие и любимые люди! Для детей это близко и знакомо. И происходит интересный психологический момент: спадает страх перед неизвестной, новой информаций, самым волшебным образом происходит переключение:
Ребёнок не умел читать и не знал букв, а потом раз! И ОН УЖЕ ЧИТАЕТ! МАМА! ПАПА! БАБА!
3.Подвижные игры с буквами и цифрами.
1. Весёлая дорожка
Из подручных средств: диванных подушек, стульев, швабры и т.д. создаётся полоса препятствий для ребёнка. По ходу движения раскладываются буквы, слоги и слова. Ребёнок не только должен преодолеть полосу препятствий, но и назвать все буквы, слоги и слова.
2. Кегли – буквы
Карточки с буквами используются вместо кеглей и сбиваются.
Задача: попасть в определённую букву.
3. Снежки.
Дети обожают эту весёлую игру. Снежки можно сделать самим из синтепона или из сложенных в клубочек носков.
Мы вместе с детьми начинаем играть в снежки, потом останавливаемся, собираем и считаем, кто сколько собрал. Затем игра продолжается, также с остановками для счёта.
Можно также посчитать и найти цифру, показывающую сколько снежков.
4. Прыжки по лужицам.
На обычных листах бумаге или на картоне рисуем вместе с ребёнком красками (за 10 минут) слоги – лужица. Когда всё хорошо высохнет, прыгаем по лужицам.
Особенно детям нравятся лужицы:
— ХИ-ХИ-ХИ, ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО
— АЙ- АЙ, ОЙ-ОЙ
5. Бегалки
На полу раскладываем карточки со словами или слогами (можно сделать самим с помощью картона и красок).
Мама называем слова, а ребёнок бегает. Всё просто и гениально!
Легко запоминаем! Весело читаем, с мамой мы играем!
4.Как организовать игровое пространство дома
Как мы играли – развивали ребёнка дома.
Для игры — занятия берутся две перчаточные куклы: одна с характером Буратино – постоянно всех перебивает, везде лезет, говорит неправильно. Вторая кукла умная-разумная, она и рассказывает новый материал.
Получается, что не мама, а кукла учит ребёнка! Получается опосредованное обучение в игровой форме.
Далее Вы подготавливаете всё, что вам необходимо по теме задания, ребёнок звонит в колокольчик и начинается сказка.
Таким образом, можно проводить самые разные занятия:
— играть с буквами и цифрами
— решать примеры
— играть в слова
— объяснение нового материала про цвета, фигуры, животных, окружающую среду и т.д.
— рисование
— пение и т.д.
«Сказочной школе» к каждой сказке про букву, предлагается набор и описание игр с буквами. Простые и эффективные игры помогают ребёнку лучше усвоить материал и заниматься удовольствием.
Приглашаем Вас и Ваших детей в «Сказочную школу»
Приглашаем мам в клуб сказочных встреч «Путеводная нить»
Встречи клуба проходят в формате вебинаров или мастер-классов каждый четверг в 18-30 по московскому времени.
Подробнее о темах и ближайших встречах можно посмотреть здесь: «Путеводная нить»